Справка о российском рынке
ОБЗОР РЫНКА ПОДАРКОВ
ОБЗОР РЫНКА БИЖУТЕРИИ И АКСЕССУАРОВ
ОБЗОР РЫНКА БИЗНЕС-СУВЕНИРОВ
ОБЗОР РЫНКА ПОСУДЫ
ОБЗОР РЫНКА НОВОГОДНИХ ПОДАРКОВ
ОБЗОР РЫНКА ИГР И ИГРУШЕК
ОБЗОР РЫНКА ИГР И ИГРУШЕК

Российский рынок детских товаров, игр и игрушек развивается наиболее динамично. Связано это с активным ростом рождаемости в посткризисный период и повышением платежеспособности населения. В 2011 году рынок преодолел планку в 3,2 млрд. долл., продемонстрировав рост в 23%. В первом полугодии рост составил 29,3%. Позитивная годовая динамика была обеспечена, в том числе, и за счет успехов российских производителей, добившихся роста продаж в 11,7%. По итогам 2012 г. ожидается выход на показатель 3,7 млрд. долл.

Несмотря на устойчивую динамику, структура рынка детских игрушек за последние пять лет изменилась незначительно. На данный момент российские производители контролируют 12% рынка, европейские - 22%. Две трети всех продаж приходится на Китай, который в последние годы значительно усилил работу над качеством своей продукции, закрепив, таким образом, свое положение, прежде всего, на региональных рынках. Широкий ассортимент продукции и низкая себестоимость позволили Китаю стать фактически монополистом. Компании с мировыми брендами, такие как Mattel, Hasbro и Disney частично перенесли свои производства в Китай.


Страны-производители игрушек на российском рынке

Страны-производители игрушек на российском рынке Ведущие позиции среди российских производителей игрушек занимают следующие компании: «Завод Огонек» (Москва), «Весна» (Киров), «Гулливер и Ко» (Москва), «Стеллар» (Ростов-на-Дону), «Эльф Маркет» (Москва), «Аэлита» (Санкт-Петербург), «Степ Пазл» (Подольск), «Нордпласт» (Санкт-Петербург), «Звезда» (Лобня) и многие другие.

Как утверждают эксперты, российские производители однозначно конкурентоспособны в производстве игр с образовательной направленностью. Неплохие позиции есть и у крупногабаритной продукции — в частности, у игровых комплексов для детских площадок. Зато у нас практически полностью отсутствуют высокотехнологичные игрушки.

Главной особенностью товарной структуры рынка игрушек по-прежнему остается доминирующее положение категории «мягкая игрушка», которая может рассматриваться и как детский товар, и как сувенир. Во многом благодаря своей универсальности на мягкие игрушки приходится 26% продаж. Еще 21% занимает игрушечная техника.

Игрушками второго «эшелона» можно назвать развивающие игры и конструкторы, которые вместе тянут на 15% рынка, а также куклы с сопутствующими товарами, занимающими 12%.

Особой категорией игрушек, безусловно, являются компьютерные и видеоигры, которые, по мнению ряда экспертов, можно рассматривать как отдельный рынок. На электронные игры приходится как минимум 18% всех продаж.

Наконец, 6% рынка удерживают производители игрушек для самых маленьких. Еще около 1% составляет сегмент сборных моделей, до 70% которого контролируется российским заводом «Звезда».


Структура российского рынка по видам продукции

Структура российского рынка по видам продукции Преобладающими каналами продаж для производителей детских игрушек являются несетевые специализированные магазины, а также рынки. На долю первых приходится до 38% продаж, вторых - 31%. Конкуренцию и тем, и другим составляют торговые центры, универсальные магазины и гипермаркеты (19%). Интернет-торговля берет на себя только 2,8% общероссийского рынка (доходя до 12% в Москве).


Форматы розничной торговли детскими игрушками

Форматы розничной торговли детскими игрушками Детский ритейл в России сегодня лишь стартует. Этот рынок сильно фрагментирован, на нем мало лидеров, слабо развита региональная составляющая, много мелких любительских магазинов. В России считается, что самая успешная модель детского магазина - универмаг. Это уникальное явление - в западном мире нет стран, где главенствует модель универсального магазина товаров для детей. На Западе существуют самые разные типы специализированных магазинов: в одних продают только игрушки, в других - одежду и обувь. Кроме того, магазины разделяются по возрастам: отдельно для новорожденных, дошкольников, школьников и подростков. Это разные покупательские группы, которым требуется своя атмосфера. Вполне вероятно, что в России модель универмага просуществует еще долго, так как она более привычна и традиционна для русского менталитета.

По мнению самих участников рынка, отечественная продукция пока превалирует в сегменте дошкольного возраста, где основой является базовый ассортимент. Для большинства игроков такой сценарий — единственная возможность к существованию. И очень незначительное количество компаний могут развиваться по традиционной для успешных мировых компаний схеме, то есть могут себе позволить обеспечить полный цикл созданий коллекций, начиная от креативной части и заканчивая производством, логистикой, не говоря уже о маркетинге.

По прогнозам в 2013 году положительная динамика на рынке детских игрушек сохранится. Главным источником роста станет развитие тенденции постепенного отказа от небрендированной продукции low- и middle-сегментов, а также от игрушек из нижней части low-сегмента в пользу более дорогой. Тем не менее, в ближайшие пять лет на региональных рынках сохранится доминирование именно нижней части low, представленного в основном китайскими производителями.

По данным: inFOLIO Research Group, www.rdt-info.ru, www.toys.segment.ru





Главная страница // Справка о российском рынке
Русская версия   English version