Справка о российском рынке
ОБЗОР РЫНКА ПОДАРКОВ
ОБЗОР РЫНКА БИЖУТЕРИИ И АКСЕССУАРОВ
ОБЗОР РЫНКА БИЗНЕС-СУВЕНИРОВ
ОБЗОР РЫНКА ПОСУДЫ
ОБЗОР РЫНКА НОВОГОДНИХ ПОДАРКОВ
ОБЗОР РЫНКА ИГР И ИГРУШЕК
ОБЗОР РЫНКА БИЖУТЕРИИ И АКСЕССУАРОВ
Если рассматривать развитие рынка бижутерии и аксессуаров до кризиса, то, по оценке экспертов, в 2007 году продажи бижутерии и аксессуаров выросли на 22,4% в рублях. Спрос на эту продукцию формировался, в первую очередь, за счет роста покупательского интереса к недрагоценным изделиям и развития моды на одежду. Помимо этого, фактором, повлиявшим на высокие показатели роста рынка бижутерии и аксессуаров, стал приход в Россию в 2004 году крупнейших мировых ритейлеров в области украшений и аксессуаров: британских Accessorize и Diva, итальянской Colors&Beauty, американской Clair's. Три года спустя на рынок вышла также американская сеть Guess Accessories.

В IV квартале 2008 году, под влиянием мирового экономического кризиса, темпы роста рынка бижутерии замедлились практически в 2 раза.

В 2009 году объем рынка бижутерии и аксессуаров снизился на 1,9% в рублях. Главными факторами, обуславливающими динамику рынка, стали снижение покупательской способности населения, замедление роста рынка одежды и снижение доли спонтанных покупок у населения, к которым относится бижутерия и аксессуары. На долю бижутерии пришлось 2/3 совокупных продаж бижутерии и аксессуаров в стоимостном выражении.

Рынок бижутерии без аксессуаров в 2009 году также снизился. В натуральном выражении продажи вернулись на уровень 2005 года. Частичная стабилизация рынка наступила только в 2010 году, когда объем рынка недрагоценных изделий, увеличится на 7,7% в стоимостном выражении. По итогам 2010 года продажи на рынке возобновились и составили более 1,3 млрд. дол.

Так же в 2009 году упал на 38% рынок драгоценных металлов и ювелирных изделий, а розничные продажи уменьшились примерно на 30% - разница в объемах обусловлена реализацией складских запасов. Все это заставило многих ретейлеров по-новому взглянуть на свою работу. Причем наиболее существенное падение отмечалось в первой половине 2009 г., однако в IV квартале ситуация несколько стабилизировалась. Более того, в январе 2010-го впервые за два года был отмечен рост оборотов в торговле, спад производства уже был остановлен.

По оценке "Экспресс-Обзор", существенного перераспределения рынка бижутерии по ценовым сегментам в условиях кризиса не произошло - средний ценовой сегмент удержал лидирующие позиции на рынке. Покупки бижутерии, как правило, спонтанны. Бижутерия не относится к товарам первой необходимости и спрос на нее не сильно зависит от цены.

В 2010 году рынок продаж бижутерии оптом и в розницу одним из первых начал резкий рост. Рост продаж бижутерии оптом составил не менее 15 % в денежном выражении.

Традиционно рынок бижутерии делится на три категории:

Низкая ценовая категория включает в себя украшения, стоимость которых не превышает 500 руб., а основная масса продается в рознице по цене 100-200 руб. Большинство изделий этой ценовой категории производится в Китае, Афганистане и Сирии, хотя на лейбле очень часто написано "made in Italy". Дешевая бижутерия лидирует по объему продаж в натуральном выражении. Основными каналами реализации для этого сегмента служат открытые рынки, киоски и лотки.

Средний ценовой сегмент представляют товары, выпускаемые под собственными торговыми марками. Розничная стоимость такой бижутерии колеблется от 500 до 1500 руб. В основном это украшения российских, немецких, французских и итальянских фирм, а также некоторых китайских и корейских производителей. Такая бижутерия представляет собой качественные и модные украшения. Средняя ценовая категория является второй по объемам продаж в натуральном выражении, зато в стоимостном эквиваленте она лидирует, опережая как дешевую, так и дорогую продукцию - ее доля составляет 49% от общего объема продаж в денежном выражении. Основными каналами реализации бижутерии данной группы являются прилавочно-витринные секции, бутики в крупных торговых центрах, отделы в универмагах, интернет-магазины, а также небольшие специализированные торговые точки.

Сегмент дорогой бижутерии представлен изделиями стоимостью в среднем 1500-4000 руб. Однако цена эксклюзивных изделий может доходить и до 1000 долл. В эту группу попадают украшения таких известных модных домов, как Yves Saint-Laurent, Christian Dior, Christian Lacroix, Kenzo, Valentino. Бижутерию класса люкс можно приобрести в основном в престижных магазинах и бутиках названных брендов, где продается одежда и обувь одноименных торговых марок.

В последнее время наблюдается тенденция постепенного насыщения рынка дешевыми китайскими и южнокорейскими неювелирными украшениями. В то же время потребитель предъявляет все больше требований к качеству бижутерии. Именно поэтому наиболее перспективной нишей является среднеценовая.

По прогнозам экспертов в 2011 году хорошие показатели продаж бижутерии оптом должны сохраниться в сегменте элитной бижутерии. Продажи бижутерии среднего ценового сегмента (от 500 до 1500 рублей) значительно вырастут по сравнению с 2009 и 2010 годом. Продажи бижутерии стоимостью до 500 рублей в сегменте дешевой бижутерии покажут стабильный рост. Возможно, темпы роста рынка бижутерии будут выше прогнозируемых, как это происходит сейчас с рынком ювелирных украшений.

Ожидается увеличение спроса на классику: во-первых, на кольца, цепи, цепочки, сережки, браслеты, во-вторых, на заколки и аксессуары для волос. Рост продаж таких товаров оставался на высоком уровне еще до кризиса, а сейчас спрос на подобную бижутерию неуклонно растет.

Совокупный рынок бижутерии и аксессуаров полностью восстановится в 2012 году, когда потребление будет расти практически докризисными темпами.

Одной из последних тенденций на рынке в ближайшее время станет перераспределение долей на рынке в сторону рынка аксессуаров (головные уборы, шарфы, платки, ремни и пр.). По прогнозу аналитиков начиная с 2013 года, доля рынка аксессуаров превысит долю рынка бижутерии. Таким образом, рынок бижутерии уступит лидирующие позиции.


ОБЗОР ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА.

Начиная с 2001 года ювелирная отрасль интенсивно развивалась, ежегодный прирост объёмов производства вплоть до начала финансового кризиса составлял 25-30%. Это произошло в результате уменьшения налоговой нагрузки на отрасль (отмена акцизного налога) с одной стороны, и увеличением реальных доходов населения с другой.

В результате мирового финансового кризиса изменился спрос на золото.
Эти и другие факторы привели и так уже к значительному спаду отечественного ювелирного производства по сравнению с докризисным периодом. В результате ряд ювелирных фирм приостановил свою производственную деятельность.
В первом полугодии 2010 года ситуация несколько улучшилась. По данным Пробирной Палаты, по сравнению с данными за шесть месяцев 2009 года, производство золотых украшений в России выросло на 26,5%, а украшений из серебра - на 16,6%. Одновременно импорт украшений из золота вырос на 43,8%, а из серебра на 45,7%.

Таким образом, можно констатировать, что производство ювелирных изделий из золота не вышло на докризисный уровень, а покупательский спрос значительно сместился в сторону недорогих украшений из серебра.

Необходимо отметить что золото, серебро и драгоценные камни, став доступными огромному числу людей, перестали быть предметами роскоши. Ювелирные украшения как товар в значительной степени утратили свою уникальность. Наметилась тенденция покупки повседневных украшений, скажем, к платью или костюму. Российский потребитель изменил свое отношение к золотым изделиям как объекту инвестирования. Нынешний потребитель, особенно в столице и крупных городах, рассматривает кольца, серьги, браслеты, цепочки как элементы имиджа, стиля. И это мировая тенденция.

Однако большая часть населения не может позволить себе дорогие вещи. По оценкам экспертов, сегодня наиболее востребована так называемая массовая продукция (до 5-10 тыс. рублей за изделие), которая занимает 60% ювелирного рынка по количеству изделий. В основном это легковесные украшения весом 2-3 грамма. Еще примерно 30% приходится на средний ценовой сегмент (10-25 тыс. рублей), а 10% - на высокий (25-100 тыс. рублей) и премиальный (свыше 100 тыс. рублей). Таким образом, основная масса украшений, в том числе с бриллиантами, в сознании людей превратилась, как ни крамольно это звучит, в дорогостоящую бижутерию. Отсюда снижение требований не только к дизайну, но и в целом к качеству, особенно по сравнению с более ранним рыночным периодом, когда в нашу страну начали привозить из-за границы оригинальные украшения.




Главная страница // Справка о российском рынке
Русская версия   English version